Кабели подъемных механизмов испытывают повышенные нагрузки. Для исключения обрыва и возникновения опасных аварийных ситуаций на производстве, следует ответственно подходить к выбору кабеля.
Подъем и перемещение крупногабаритных грузов в промышленности осуществляется при помощи различных видов кран-балок и мостовых кранов. Область применения оборудования очень широка, от складов до гидроэлектростанций. Надежность и безопасность подъемных механизмов полностью зависит от функционала электрической системы управления, в частности кабелей. Поэтому к выбору важнейшего элемента электротали следует подходить максимально ответственно, чтобы исключить даже незначительный риск обрыва и связанного с ним травматизма на производстве.
Выбор проводов для тельферов предполагает наличие базовых знаний о функционале электрической системы кранов. Производительность зависит от мощности установок, сферы их применения и отдельных элементов управления. Электрооборудование крана должно выдерживать постоянные перегрузки, неизбежно возникающие при разгоне и торможении, переходы на разные скорости, циклически повторяющиеся кратковременные режимы работы.
Электрическое питание подъемных механизмов большого тоннажа осуществляется двумя способами:
Троллейные линии. Прокладываются вдоль всего пути крана по стенам. Расстояние от троллеев до земли составляет не менее 3,5 метров, для предупреждения случайного контакта. Если особенности здания или площадки не позволяют проложить линию по стандартным требованиям, силовые поверхности ограждаются. Главные троллеи окрашиваются в яркий, предупреждающий цвет (как правило, красный), отличный от окраски крана, балок, конструкций здания.
Гирляндная система из токопроводящих кабелей – мобильная альтернатива троллеям, позволяющая применять грузоподъемное оборудование высокой мощности на любых производственных площадках. Гибкий кабель подвешивается на нескольких каретках, перемещается вдоль горизонтальной или вертикальной поверхности грузоподъемника. Использование в конструкции кареток предотвращает критичные перегибы и чрезмерное натяжение проводов – главные причины жизненно опасных аварийных ситуаций.
Подвесная кабельная система получила широкое распространение, в силу доступности, хорошей производительности, бюджетной стоимости. Она обеспечивает безопасную эксплуатацию, при условии грамотного подбора соединяющих проводов. Если кабель не будет совпадать по техническим характеристикам с электрооборудованием и областью применения крана, это приведет к преждевременному выходу из строя крана, простою дорогостоящего оборудования и квалифицированного персонала.
Тельфером называется электрическая лебедка, которая перемещается вдоль горизонтальной или вертикальной плоскости и обеспечивает высокую производительность грузоподъемных механизмов любого типа. Промышленное оборудование работает от электрического привода (напряжение 350 Вт, частота 50 Гц). Кабель испытывает значительные нагрузки в процессе эксплуатации. Поэтому к нему предъявляются более чем высокие требования. Провод для грузоподъемных механизмов должен иметь высокую устойчивость к истиранию, перегибам, защиту от влаги, температурных перепадов, внешним загрязнениям и воздействию окружающей среды. Как показывает практика, целесообразно использовать кабель, в конструкцию которого, входит стальной трос (встроенный, внешний) или металлические жилы.
Провода для тельферов классифицируются по следующим критериям:
Круглые провода с тросом. В конструкцию входят 1 или 2 стальных троса разного сечения. Изготавливается из огнеупорных материалов с заземлителем, что обеспечивает высокий уровень безопасности производственных процессов. Предел прочности на разрыв составляет 2100 Ньютонов, диапазон рабочих температур -5°С… +70°С.
Кабеля с металлическими жилами. Представляет собой скрутку из медных жил сечением 0,75 – 120 мм, оплетающих внутренний стальной трос. Сверху покрывается прочной каучуковой оболочкой, обеспечивающую необходимую гибкость кабеля. В силу чувствительности провода к ультрафиолета, используется только внутри помещений.
Плоские провода. Усиленная модель предназначена для использования на оборудовании, работающем под напряжением 660 – 1000 Вт, частотой 50 Гц. Провод можно использовать в помещениях с высоким уровнем влажности или при экстремальных температурах окружающей среды. Рабочий диапазон -50°С… +50°С. При этом монтируется кабель при температуре не ниже -15°С.
Это наиболее распространенные модификации токопроводов, которые могут быть установлены на грузоподъёмном оборудовании любого типа. Для выбора подходящего варианта следует изучить область применения тельферов и технические характеристики отдельных моделей кабелей.
Для эффективного сообщения крана с электропультом выпускаются несколько модификаций проводов. Основные технические характеристики отличаются только сферой применения. Качественные свойства находятся примерно на одном уровне. И всё же есть безусловные фавориты рынка, которые используются во всех сферах промышленности:
Провод гибкий КГ – используется для оборудования, работающего в радиусе 60 метров. При подключении кабель усиливается дополнительным стальным тросом. Модель имеет влагозащитную резиновую изоляцию, которая обеспечивает необходимую гибкость. В основе провода многопроволочные медные жилы.
Кабель с медными жилами РПШ – многожильная силовая модель с высокой устойчивостью к изгибам. Провод способен выдержать до 500 циклов изгибания без потери первоначальных свойств, что в свою очередь обеспечивает безопасную эксплуатацию грузоподъёмных механизмов. Оболочка выполняется из резины, с добавление пластификаторов.
Кабель гибкий КУПР – предназначен для оборудования, работающего в помещениях. Обладает высокой устойчивостью к высокому давлению и вибрации. Для установки на уличных подъемниках или работающих в цехах, где температура опускается ниже нуля, применяется кабель с маркировкой ХЛ. В состав изоляционной оболочки добавляются морозоустойчивые пластификаторы, которые обеспечивают бесперебойную работу в условиях отрицательных температур. Монтируется вместе с внешним стальным тросом.
Провод с тросом КПГН1У – модель с каучуковой/резиновой изоляцией, устойчивой к перегибам и излому. В основании жила из синтетического армида, которая повышает устойчивость к растягиванию, сильным и умеренным механическим воздействиям. Модель универсальна, монтируется на любые виды мостовых и козловых кранов.
Кабель с тросом КПГН2У – одна из самых прочных модификаций элетропроводов для грузоподъемных промышленных механизмов. Производится с дополнительной резиновой оболочкой, которая значительно увеличивает устойчивость к изгибам, переломам, механическим повреждениям. Также выпускается с полиуретановой изоляцией (маркировка КПГПУЭ2У или КГРПУЭ) – огнеупорная, нефтестойкая оболочка нового поколения.
При выборе кабеля для тельфера значение имеет как область применения и условия эксплуатации, так и наружная оплетка. Именно изоляционная оболочка определяет долговечность силового провода и возможность его монтажа в различных средах.
Прочность, устойчивость к истиранию, способность к растяжению, сопротивление раздиру – основные показатели, на которые необходимо обращать внимание при выборе силового кабеля. Все характеристики полностью зависят от изоляционной оболочки. В таблице приведен сравнительный анализ кабелей различных марок.
Маркировка |
Стойкость к изгибанию |
Сопротивление раздиру (возможность работы при повреждениях) |
Устойчивость к износу |
КГ |
100% |
100% |
10% |
КГ (ХЛ) |
96% |
92% |
47% |
КПГ1У |
183% |
225% |
59% |
КПГН1У |
165% |
145% |
72% |
КПГН2У |
221% |
197% |
100% |
Подъем и перемещение крупногабаритных грузов в промышленности осуществляется при помощи различных видов кран-балок и мостовых кранов. Область применения оборудования очень широка, от складов до гидроэлектростанций. Надежность и безопасность подъемных механизмов полностью зависит от функционала электрической системы управления, в частности кабелей. Поэтому к выбору важнейшего элемента электротали следует подходить максимально ответственно, чтобы исключить даже незначительный риск обрыва и связанного с ним травматизма на производстве.
Выбор проводов для тельферов предполагает наличие базовых знаний о функционале электрической системы кранов. Производительность зависит от мощности установок, сферы их применения и отдельных элементов управления. Электрооборудование крана должно выдерживать постоянные перегрузки, неизбежно возникающие при разгоне и торможении, переходы на разные скорости, циклически повторяющиеся кратковременные режимы работы.
Электрическое питание подъемных механизмов большого тоннажа осуществляется двумя способами:
Троллейные линии. Прокладываются вдоль всего пути крана по стенам. Расстояние от троллеев до земли составляет не менее 3,5 метров, для предупреждения случайного контакта. Если особенности здания или площадки не позволяют проложить линию по стандартным требованиям, силовые поверхности ограждаются. Главные троллеи окрашиваются в яркий, предупреждающий цвет (как правило, красный), отличный от окраски крана, балок, конструкций здания.
Гирляндная система из токопроводящих кабелей – мобильная альтернатива троллеям, позволяющая применять грузоподъемное оборудование высокой мощности на любых производственных площадках. Гибкий кабель подвешивается на нескольких каретках, перемещается вдоль горизонтальной или вертикальной поверхности грузоподъемника. Использование в конструкции кареток предотвращает критичные перегибы и чрезмерное натяжение проводов – главные причины жизненно опасных аварийных ситуаций.
Подвесная кабельная система получила широкое распространение, в силу доступности, хорошей производительности, бюджетной стоимости. Она обеспечивает безопасную эксплуатацию, при условии грамотного подбора соединяющих проводов. Если кабель не будет совпадать по техническим характеристикам с электрооборудованием и областью применения крана, это приведет к преждевременному выходу из строя крана, простою дорогостоящего оборудования и квалифицированного персонала.
Выбор проводов для тельферов предполагает наличие базовых знаний о функционале электрической системы кранов. Производительность зависит от мощности установок, сферы их применения и отдельных элементов управления. Электрооборудование крана должно выдерживать постоянные перегрузки, неизбежно возникающие при разгоне и торможении, переходы на разные скорости, циклически повторяющиеся кратковременные режимы работы.